И хотя езидство изучается уже в течение двухсот лет, однако, проблема возникновения этого религиозного направления и по сей день не нашла своего разрешения. Отдельные вопросы, безусловно, были объяснены в литературе в той или иной степени, однако многие вопросы остаются нерешенными. О езидах писали много, но, как правило, рядом с рассуждениями, имеющими научную ценность оказывались и весьма общие мысли. Достаточно отметить, что нельзя встретить какое-либо исследование, посвященное езидам, где бы не говорилось о синкретическом характере их вероисповедания и что, якобы, что это вероучение состоит из смеси зороастризма, христианства, магометанства, и даже буддизма и моисейства. Подобные заимствованные элементы, несомнено, присутствуют в езидстве, однако нельзя преувеличивать их роли. Например, принято отмечать, что поклонение солнцу, луне и огню взято езидами из зороастризма. Но надо сказать, что поклонение природным явлениям и стихиям входит в предварительную (начальную) систему верований любого народа, и, естественно, это не может рассматриваться как заимствование. Достаточно отметить, что "поклонение" солнцу, луне и огню в той степени, в которой оно распространено у езидов, можно встретить и в начальных верованиях персов, армян, таджиков и других народов.
В последнее время среди нас стало распространятся наивное и методологически неверное мнение, высказанное в свое время Н. Марром, что, якобы, езидство было "общекурдской" религией предисламского периода. Судя по имеющимся фактам, можно утверждать, что езидское вероисповедание как религиозное учение, явление позднего периода, сформировавшееся в средневековье на суфийском субстрате, что, естественно, не может быть всеобщей религией курдов. Что же касается формированию курдов в предисламский период в качестве отдельной этнической единицы, то это чрезвычайно спорный и нуждающийся в особом изучении вопрос.